Кризисы внимания в экскурсии — Туристический бизнес

Кризисы внимания в экскурсии

Под вниманием понимается направленность психической деятельности человека и сосредоточенность ее на объекте имеющем для личности определенную значимость. Чтобы внимание экскурсантов было обращено только на материал экскурсии, экскурсовод должен правильно организовать их мыслительную деятельность. Но устойчивое внимание у экскурсантов возникает лишь тогда, когда объекты показа и рассказ, связанный с ними, обладают какой-либо новизной, содержательностью, доступностью, а тема экскурсии — актуальностью. Большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к появлению так называемых кризисов внимания, с которыми экскурсовод должен научиться бороться.
Но когда, с какой периодичностью, через сколько минут после начала рассказа экскурсовода наступают кризисы внимания? Подобных научных исследований, связанных с прведением экскурсий, не известно. Но каждый экскурсовод в своей практике сталкивается с проблемой преодоления кризисов внимания. Их периодичность и длительность могут зависеть от множества причин: устаревших сведений, сообщяемых экскурсоводом, которые у всех уже «на слуху»; недостаточной образности речи или эмоциональности экскурсовода, отсутствия ярко выраженного показа, плохой связи его с объектом; особенностей группы, не распознанных экскурсоводом, и др.
Ориентировочные сведения о времени наступления кризисов внимания можно почерпнуть из работ по методике агитационной пропаганды. Исследователи особенностей выступления ораторов перед аудиторией определили, что первый кризис внимания слушателей наступает на 14 — 18 минуте, второй — через 11 — 14 минут после первого, третий — через 9 — 11 минут, четвертый — через 8 — 9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4 — 5 минут. Первые цифры показывают время наступления кризисов внимания у молодежной аудитории, вторые — у взрослых слушателей. Эти сведения в качестве приближенных можно использовать и экскурсоводам, без сомнения, относящимся к категории ораторов. Но их работа резко усложнена внешними раздражителями в сравнении, например, с выступлением лектора в помещении.
В экскурсии меняются экскурсионные объекты, внешний фон, что положительно сказывается на внимании экскурсантов. Но если изложение материала происходит непрерывно более 10-15 минут около одного экскурсионного объекта или по ходу движения автобуса без существенных изменений окружающей обстановки, когда отсутствует зрительный ряд, то наступление кризисов внимания — процесс объективный. И следует ожидать первые проявления кризиса внимания уже через 4 — 5 минут после начала рассказа у объекта, на что будут указывать участившиеся обращения экскурсантов друг к другу с вопросами, постепенно теряющееся внимание к рассказу, что можно заметить по выражению глаз; некоторые экскурсанты могут даже отойти от группы для самостоятельного знакомства с объектом.
Для того чтобы преодолеть кризисы внимания и удержать его у экскурсантов на достаточно высоком уровне, экскурсоводу необходимо заранее продумать психолого-педагогические приемы активизации деятельности группы. Рекомендуются следующие методические способы поддержания внимания у экскурсантов.
К первым и основным следует отнести показ экскурсионных объектов.
Согласно методическим указаниям по проведению городской обзорной автобусной трехчасовой экскурсии, в нее может быть включено до 30 основных объектов показа. Это значит, что в среднем одному объекту будет соответствовать рассказ, по длительности равный 4 минутам. С учетом вышеприведенных рассуждений о кризисах внимания, 4 — 5 минут рассказа, соответствующих одному показу, следует принять за средний ориентировочный норматив при работе над экскурсией.
Но напомним: чтобы показ играл роль эффективного средства активизации внимания экскурсантов, он должен отличаться конкретностью, точностью, образностью, быть активным, логически последовательным, являться очередной ступенькой в раскрытии содержания темы. И нельзя забывать; об опережающей роли показа, что представляет собой стержень экскурсионной методики, выражающийся в словах «от показа — к рассказу».
Другим из рекомендуемых средств преодоления кризисов внимания у экскурсантов является использование нагляд ных пособий из «портфеля экскурсовода». Их применени особенно важно на участках маршрута, где объектов пока недостаточно и экскурсовод говорит непрерывно более 10-15 минут. В это время и следует использовать наглядные пособия. Они могут присутствовать практически на всех тип экскурсий.
Появление наглядного образа приковывает внимание экскурсантов и повышает интерес к рассказу. Происходит nepeключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения, что также положительно сказывается на активном восприятии материала экскурсии.
Хороший эффект дает включение в рассказ различного цифрового материала, поданного в сравнении. А.А. Малышев (1980) описывает в качестве положительного примера следующий образец преподнесения цифрового материала в обзорной экскурсии по Новосибирску: «Отмечая, что Новосибирск — город-миллионер, экскурсовод сказала: «Киеву для того, чтобы достичь населения в один миллион человек, понадобилось 900 лет, Москве — 750, Нью-Йорку — 200, Чикаго — 85, а Новосибирску — лишь 69 лет»». Подобное сравнение звучит выразительно и хорошо воспринимается экскурсантами».
Используемые для удержания внимания экскурсантов яркие факты, конкретные примеры должны логично вписываться в структуру экскурсии, не быть оторванными от темы или одной из ее подтем. Если же факты избыточны, а тем более слабо связаны с темой экскурсии, не соответствуют ее задачам, они могут даже погасить интерес к ней. Это обязательно следует учитывать при работе над текстом экскурсии.
Хороший результат в борьбе с кризисами внимания дают шутки, юмор в рассказе. Юмор снимает умственное и физическое напряжение у экскурсантов, дает разрядку, отдых, всегда вызывает положительные эмоции у слушателей. Ценность юмора, заключается еще и в том, что он создает атмосферу душевной близости и взаимного доверия между экскурсоводом и группой, а это дает возможность вызвать желаемую реакцию экскурсантов на утверждаемые экскурсоводом положения.
Однако следует помнить, что экскурсовод не должен стремиться специально рассмешить аудиторию, используя для этого различного рода шутки, никак не соприкасающиеся с темой и со всем ходом экскурсии. Недопустимо шутить примитивно, невпопад. Применяя юмор для активизации внимания группы, экскурсовод должен всегда учитывать такие важные требования к нему, как строгое чувство меры, такт и высокий художественный вкус.
Удачными приемами организации внимания экскурсантов являются вопросно-ответный метод изложения материала и риторические вопросы. Они дают возможность поддерживать внимание аудитории на должном уровне.
Но все же основным средством борьбы с кризисами внимания на экскурсиях является хорошо продуманный показ, точный, конкретный, достаточный.